Почему приставы стали меньше ходить по должникам..

Почему приставы стали меньше ходить по должникам..

О том, как ограничения из-за пандемии изменили работу приставов, каких результатов удалось добиться без посещения должников и кто может рассчитывать на рассрочку с уплатой долга рассказал директор Федеральной службы судебных приставов — Главный судебный пристав Российской Федерации Дмитрий Аристов.

Пандемия коронавируса внесла серьезные ограничения в том числе и в работу судебных приставов.


С учетом пандемии были минимизированы выходы по адресам проживания должников—физических лиц, принудительное исполнение максимально переведено в дистанционный формат.

Совместные рейды с ГИБДД по розыску должников относятся к классическим способам работы, они в настоящее время проводятся с учетом всех установленных санитарно—эпидемиологических норм. Проведение рейдов — уже сложившаяся и достаточно эффективная практика. Выявленные должники, не желая расставаться со своим транспортным средством, как правило, стремятся оплатить имеющуюся задолженность. В противном случае на автотранспорт, принадлежащий должникам на праве собственности, накладывается арест, он изымается. Впоследствии арестованное имущество реализуется в соответствии с требованиями законодательства в счет погашения задолженности.
В настоящее время ФССП России реализуется достаточно широкий комплекс мер поддержки граждан и бизнеса, пострадавших от последствий новой коронавирусной инфекции.

В частности, в июне текущего года в законодательство об исполнительном производстве внесены изменения, предусматривающие расширение перечня видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства. В указанный перечень включена единовременная выплата в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с указом Президента РФ от 7 апреля 2020 года № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

Кроме того, на законодательном уровне установлено новое основание для приостановления исполнительного производства судебным приставом—исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 91 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Так, в первом полугодии принято решение о приостановлении свыше 6 тыс. исполнительных производств в связи с распространением на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве.

Также принято решение по ходатайству должников—пенсионеров, не имеющих иных доходов, снижать удержания из пенсии до 20 процентов. Территориальными органам принудительного исполнения приняты решения о снижении размера удержания из пенсии должников в рамках более 29 тыс. исполнительных производств.

20 июля 2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон, устанавливающий особенности исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции. Он предусматривает предоставление отдельным категориям должников рассрочки исполнения требований исполнительных документов без обращения в суд. Такой возможностью могут воспользоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением тех, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Должники, относящиеся к этой категории, могут обратиться к судебному приставу—исполнителю с заявлением о предоставлении рассрочки оплаты задолженности, сумма которой не превышает 15 млн рублей.

Рассрочка может быть предоставлена не только бизнесу, но и гражданам—должникам, являющимся пенсионерами, имеющим доходы в размере менее двух минимальных размеров оплаты труда. Этой категории граждан на основании заявления, без обращения в суд или другой орган, выдавшим исполнительный документ, будет предоставляться рассрочка принудительного исполнения по решениям судов о взыскании кредитной задолженности не превышающей 1 млн руб.

По состоянию на 1 сентября 2020 года на основании поступивших обращений должников рассрочка исполнения требований исполнительных документов предоставлена в рамках более чем 3,6 тыс. исполнительных производств в отношении должников—юридических лиц и предпринимателей.

Одновременно законом установлен запрет на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности соответствующими юридическими лицами (коллекторские и иные компании, собирающие долги — прим. ТАСС) в отношении граждан, которым предоставлена рассрочка.

Кроме того, в отношении должников—граждан по 31 декабря текущего года включительно судебными приставами не будут применяться меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства, наложением на указанное имущество ареста, а также изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику—гражданину транспортных средств.

С 1 июня текущего года вступили в силу изменения в закон "Об исполнительном производстве", которые направлены на исключение возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера. В частности, предусмотрена идентификация видов платежей, поступающих на любой банковский счет гражданина, и отдельный их учет, так называемый механизм "окрашивания".

Эти изменения призваны обеспечить дополнительные гарантии защиты социально незащищенных слоев населения, у которых указанные выплаты являются единственным источником средств к существованию, от неблагоприятных последствий, связанных с имеющейся задолженностью.

Банки и иные кредитные организации самостоятельно осуществляют расчет суммы денежных средств, находящихся на банковском счете должника, на которую может быть наложен арест или обращено взыскание.

Порядок расчета установлен приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2019 года № 330.

В расчет суммы денежных средств, на которую можно обратить взыскание или наложить арест, банки и иные кредитные организации должны включать все денежные средства должника за исключением доходов, на которые не может быть наложен арест или обращено взыскание.

Банком России установлены коды для идентификации доходов, на которые в соответствии со статьей 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлены ограничения и в соответствии со статьей 101 этого закона не может быть обращено взыскание.

С 2017 года ФССП России наделена полномочиями по контролю (надзору) в области деятельности компаний, занимающимися в качестве основной деятельности сбором просроченной задолженности с физических лиц. В течение 3,5 лет Службой реализован комплекс мероприятий по контролю за функционированием рынка профессиональных коллекторских услуг и формированию механизма административного пресечения нарушений в данной сфере.

За этот период было установлено, что основными нарушителями являются организации, не включенные в государственный реестр ФССП России (почти 60% принятых к рассмотрению Службой жалоб граждан).

Наиболее грубые нарушения, связанные с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, уничтожения имущества, допускают микрофинансовые организации. Такие нарушения, как правило, имеют большой общественный резонанс.

В настоящее время Минюстом России совместно с ФССП России подготовлены проекты федеральных законов об изменениях в закон, регламентирующий деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, и в Кодекс об административных правонарушениях.

Законопроекты направлены на расширение контрольных функций ФССП России, а также совершенствование и ужесточение административной ответственности в этой области.

При разработке концепции законопроектов учитывался риск-ориентированный подход. В связи с этим предлагаемые изменения предусматривают включение в перечень подконтрольных ФССП России субъектов помимо профессиональных коллекторских компаний также кредитных и микрофинансовых организаций. В результате количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов увеличится более чем в 7 раз.