Минюст предлагает забирать единственное жилье за долги

Минюст предлагает забирать единственное жилье за долги

   Минюст разработал заонопроект, согласно которому у должников в банкротстве будут изымать и продавать единственное жилье, подпадающее под критерии «роскоши». Однако закон встретил резкую критику со стороны представителей Минэкономразвития.

В частности, ведомство не согласно с определением роскошности, которое описано в злополучном проекте.



    В одном из пунктов документа содержится следующее описание роскошности:
стоимость жилого объекта выше 30 млн. рублей;
площадь жилого помещения больше 50 кв. м.;
роскошность доказана в судебном порядке.
Представители МЭР заявляют, что при должном интересе кредитор сможет убедить суд в роскошности любого жилья, что повлечет нарушение прав должников. Фактически представленный законопроект дает возможность каждому кредитору доказать необходимость реализации единственного жилья, даже если речь идет о квартире в 50 кв. м. на 4-5 членов семьи должника. По словам законодателей, нужны четкие критерии, а не судебные рассуждения.

    Также у специалистов возникли сомнения в отношении установленного лимита в 30 млн. рублей. Это ограниченный подход, который вообще не учитывает разницы в уровне жизни, к примеру, столичных и сельских жителей, реалий севера или южных станиц, других параметров.

По мнению МЭР, нужно обязать региональные власти самостоятельно устанавливать критерии роскоши, исходя из ситуации и уровня жизни в определенном регионе. Чиновники должны сами устанавливать цены и размеры площади, которая может считаться роскошной.

    Заметим, что в тексте законопроекта указано, что региональные власти могут лишь вносить коррекции в базовые параметры, но это не решает проблемы.

Также в Минэкономразвития предлагают ввести законодательный иммунитет:

на апартаменты, у которых сейчас наблюдается особый правовой статус — их не считают единственным жильем;

на денежные средства, которые будут выручаться от продажи единственного жилья;

на страховые компенсации, получаемые при наступлении страховых случаев — например, при пожарах.

   Заметим, что защита единственного жилья законодательными положениями уже не первый год вызывает горячие споры и дискуссии в высших эшелонах власти. Соответствующие редакции и изменения в законодательство Минюст разрабатывает с 2017 года.
  Правовой подход базируется на определении КС РФ от 2012 года, где суд поставил перед законодателями задачу установить рамки имущественного иммунитета на жилые помещения должников (признанные единственным жильем).
  В частности, КС РФ постановил, что иммунитет не должен касаться помещений, которые можно отнести к роскоши, и ценность которых может с лихвой покрыть требования кредиторов о возврате долгов. Оставление такого жилья должнику без погашения требований, по мнению суда, является прямым нарушением интересов кредиторов.
   Представители Минюста официально не комментируют ситуацию. Они не уточняют, будут ли приняты замечания МЭР к сведению, какие доработки будут вестись в ближайшее время. На запрос прессы Минюст ответил, что ведутся доработки согласно позициям заинтересованных ведомств и других государственных аппаратов.